Array ( [mod] => fullnews [id] => iks-arxit-zonna-04-2018 [un] => ) un=

вернуться к обычной версии

Размер шрифта

  • А
  • А
  • А
  • А

Цвет шрифта и фона

  • А
  • А

Изображения

  • Монохромные изображения
  • отключить изображения

«Творчество архитектора Зонна»

    13 апреля для любителей краеведения социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., 11) состоялась очередная экскурсия с Федором Грибковым. Она посвящена творчеству Бориса Яковлевича Зонна (1864—1928) — российского архитектора, выпускника Института Гражданских инженеров  (1888). В общей сложности он построил в городе тридцать три  дома, в том числе большое количество построек существует на Выборгской стороне, на улице Красного курсанта, на Каменноостровском проспекте. Но самые интересные работы архитектор создал на Песках и на Лиговском проспекте.
     Участники экскурсии начали свое исследование в дома княгини Яшвиль в Солдатском переулке. Дом был построен в 1902-1903 годах.  Зонн в данном случае выступил не только как строитель, но и как талантливый декоратор. Здание построено с явными признаками стиля модерн, хотя в первых трех этажах господствует эклектика. Но на фасаде архитектор уже использует яркую керамическую плитку синего, красного и оранжевого цвета. Оконные рамы и проемы необычного рисунка со стрельчатыми готическими арочками, балконы, эркеры, щипцы на крыше украшают здание.   Стараниями жильцов дома сохранен и интерьер парадной, с которой нас любезно познакомила жительница дома. Она явно гордилась тем, что жителям дома удалось собраться и восстановить лепной декор, печь и изящные перила лестничных пролетов.
     Готика стала одной из определяющих черт построек архитектора Зонна. Но особенно следует отметить тот новый композиционный планировочный прием, который он использует в строительстве своих зданий. Об этом особенно наглядно свидетельствуют дома по Лиговскому проспекту 139, 149 и 158. Эти здания выходят на Лиговский проспект узким, всего в пять окон, фасадом. Одной из постоянных заказчиц архитектора становится Прасковья Степановна Курицына из крестьянского сословия, составившая капитал на торговле кристаллической содой, посудой и красками. Семья также держала мелочную лавку на Воронежской улице. Архитектор удачно использует особенности участка. Основным средством создания художественного образа становятся окна самых разнообразных форм, еще больше подчеркнутые наличниками, и изящные балконы. Все это создает ощущение устремленности здания ввысь. Оно и на самом деле достаточно высокое – в семь этажей, причем на каждом этаже располагается только одна квартира. Однако это доходный дом, и красивый фасад – важная, но не главная его составляющая. Вглубь квартала уходят дворовые корпуса, лишенные какой бы то ни было отделки. Это блоки домов – предвестники конструктивизма. Именно они и приносили основной доход хозяевам. В советские времена их брандмауэры, выходящие на Обводный канал, использовались для размещения пропагандистских плакатов, а до революции эти плоскости скорее всего использовались для огромных рекламных щитов.  
Открывая для себя все новые и новые имена,  участники программы «Архитекторы Центрального района» другими глазами смотрят на свой город, такой знакомый и полный сюрпризов и интересных открытий. Слушатели заражают своим энтузиазмом и молодого краеведа-исследователя Федора Грибкова, у которого рождаются все новые и новые предложения по продолжению этой темы, начатой по инициативе Натальи Львовны Колоницкой, народного просветителя, активного участника  и духовного вдохновителя программы.