Array ( [mod] => fullnews [id] => literaturnyi-ostrov-03-12-2018 [un] => ) un=

вернуться к обычной версии

Размер шрифта

  • А
  • А
  • А
  • А

Цвет шрифта и фона

  • А
  • А

Изображения

  • Монохромные изображения
  • отключить изображения

На «Литературном Олимпе»

     3 декабря для клиентов социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., д.11) прошла очередная встреча любителей поэзии в клубе «Литературный остров», посвященная творчеству двух гениальных литераторов Корнея Ивановича Чуковского и Самуила Яковлевича Маршака.
     Встреча участников клуба началось весьма неожиданно. Щулепникова Любовь и её  внуки Павел  и Алексей прочитали сказку в стихах «Федорино горе» Корнея Чуковского. Это стало настоящим сюрпризом для собравшихся в клубе «Литературный остров».  Встреча любителей поэзии была посвящена двум необыкновенно талантливым, вздорным и непримиримым литераторам и их феноменальной, многолетней и в тоже время ядовитой дружбе, окончившейся откровенной враждой со всеми вытекающими из неё сердитыми нападками и колкими издёвками. Блестящее чувство юмора и работа на одном поле на некоторое время сблизили Чуковского и Маршака. Но дружба эта, по словам Евгения Шварца, была больше похожа на затянувшуюся дуэль на минном поле.
     Любовь Павловна познакомила участников клуба с биографиями Чуковского и Маршака. Кажущиеся похожими – великие, детские, признанные, — Маршак и Чуковский пришли в литературу с абсолютно противоположных сторон.
Коля Корнейчук – безотцовщина, мальчик без национальности, незаконнорожденный сын прачки, которого выгнали из школы по приказу о «кухаркиных детях». Он - гениальный самоучка с феноменальной памятью и неистовым талантом к обучению.
     И еврейский вундеркинд Сема Маршак, потомок легендарного талмудиста, окончивший привилегированную Третью петербуржскую гимназию и обласканный Горьким и Стасовым. Фотографию юного Маршака, по легенде, даже показывали Толстому, как пример совершеннейшего гения. Впрочем, Лев Николаевич отнесся к дарованию скептически.
     Медленно, но настойчиво судьба сводила молодых людей. Маршак устроился корреспондентом во «Всеобщую газету», а Чуковский начал писать в «Одесские новости», став вскоре одним из самых зубастых журналистов дореволюционной России. Оба ярких молодых дарования почти одновременно отправились в командировку в Англию. Маршак – по Девонширу и Корнуоллу, Чуковский – в Лондон. В Англии оба журналиста открыли для себя поэзию перевода, Маршак —  Роберта Бернса, Чуковский – Уолта Уитмена.
     Будущие «жители литературного Олимпа» познакомились только в 1918 году, не без участия Горького, обладающего талантом находить и объединять людей. Горький поручил журналистам написать учебник по художественному переводу. Однако оба  Маршак и Чуковский к тому времени уже писали детские стихи и мечтали совсем  о другом. Перед начинающими детскими поэтами открывалось большое будущее.
     Маршак пылал идеей детской литературы. Он основал Детгиз, издавал журналы, заставлял знакомых от ботаника Бианки до путешественника Житкова писать для детей. Чуковский писал для детей, лукаво продвигая политические идеи.
     Соперничество в мире литературы – вещь жестокая. Два основателя детской поэзии, продолжая задевать и ставить подножки друг другу, прошли рука об руку почти через весь ХХ век. Маршак умер в 1964, Чуковский – в 1969 году.