вернуться к обычной версии

Размер шрифта

  • А
  • А
  • А
  • А

Цвет шрифта и фона

  • А
  • А

Изображения

  • Монохромные изображения
  • отключить изображения

Деловой Невский. История Пассажа

     11 февраля для клиентов социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., д. 11) состоялась очередная экскурсия из цикла «Деловой Невский». На этот раз участники экскурсии познакомились с историей магазина Пассаж. Авторскую костюмированную экскурсию провела историк-краевед Людмила Головина.
      Во время экскурсии её участники узнали о том, что на месте нынешнего Пассажа в петровские времена стоял дом одного из первых российских архитекторов Михаила Григорьевича Земцова, а во времена Елизаветы – дом Франческо Бартоломео Растрелли. В более поздний период участок принадлежал  графу Эссен-Стенбок-Фермору,   именно он решил построить магазин по новой парижской моде – в виде крытого прохода между двумя улицами – пассажа. Но период наибольшего расцвета магазин пережил при управлении княгини Надежды Александровны Барятинской. Постройка Пассажа и его переделки связаны с именами таких архитекторов как  Рудольф Желязевич, Сергей Козлов и Ной Троцкий, который вносил усовершенствования в конструкцию здания уже в советский период, в частности, заменив деревянные перекрытия главного прохода Пассажа на металлические, и построив лестницу в центре зала, она и сегодня называется лестницей Троцкого.
       С самого начала своего существования Пассаж был не только магазином, но и культурным центром. В его концертном зале, который сегодня занимает театр имени Комиссаржевской, еще в середине 19 века выступал на литературных вечерах Достоевский, он посвятил  Пассажу свою сатиру «Крокодил». Вера Федоровна Комиссаржевская создала здесь свой Новый драматический театр, в котором поставила две пьесы Горького – «Дачники» и «Дети солнца».  А в подвале Пассажа в начале 20 века  большой успех имело кабаре БиБаБо, которым руководили поэт Николай Агнивцев и режиссер Марджанов. Но даже более чем двухчасовая экскурсия не смогла вместить в себя все истории, связанные с Пассажем.