вернуться к обычной версии

Размер шрифта

  • А
  • А
  • А
  • А

Цвет шрифта и фона

  • А
  • А

Изображения

  • Монохромные изображенияСерые
  • отключить изображенияотключить
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга»

Прогулка-квест на тему «Новый Эрмитаж Лео Кленце»

2 октября для посетителей  социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., д. 11) состоялась очередная прогулка-квест на тему «Новый Эрмитаж Лео Кленце». Участники прогулки прошли по маршруту от арки Главного Штаба по Дворцовой площади и Миллионной улице до портика Нового Эрмитажа с атлантами, а оттуда по Шуваловскому проезду вокруг Нового и Старого Эрмитажа к Зимней канавке и Лоджиям Рафаэля.  Квест подготовила и провела специалист Надежда Владимировна Коблова.

История создания первого по-настоящему публичного музея в России непосредственно связана с именами российского императора Николая I и баварского архитектора Лео фон Кленце. Архитектор создал в родном Мюнхене знаменитые музеи Пинакотеку и Глиптотеку, ставшие новыми концептуальными образцами зданий, предназначенных для хранения и презентации произведений искусства, а российский император захотел иметь нечто подобное в своей столице и пригласил архитектора в Петербург.

Лео фон Кленце, будучи придворным архитектором Людвига I Баварского не мог надолго приехать в Петербург, но, проведя в городе четыре месяца, он в полной мере ощутил его грандиозные масштабы и классическую строгость и гармонию форм. Предложенный им проект нового «музеума» был грандиозен и величествен. Однако он предполагал снос нескольких существующих зданий, в том числе Малого и Старого Эрмитажа. Для разрешения этого сложного вопроса и адаптации проекта иностранного мастера к условиям Петербурга была создана специальная комиссия во главе с архитектором Василием Стасовым. Однако решающее слово оставалось за императором. Проект был принят со значительными изменениями и сокращениями, но основная идея фон Кленце нашла свое воплощение и украсила Петербург. Символом города стали знаменитые атланты Нового Эрмитажа. В их создании решающую роль сыграл талант и мастерство российского скульптора Александра Теребенева, который не только переработал предложенную фон Кленце модель атлантов, приблизив их к славянскому типу, но и выбрал наиболее подходящий материал для изготовления скульптур – мелкозернистый сердобольский гранит серого цвета.

28 скульптур украшают три фасада здания Нового Эрмитажа. Воплощая в жизнь основную задачу музея – просвещать – архитектор использовал все возможные способы для того, чтобы рассказать о видных деятелях искусств разных эпох. Почетное место у центрального входа определено для человека, который многое сделал для исследования наследия древности – немецкого ученого Винкельмана. Рядом с ним расположены фигуры известных граверов, именно их  работы позволяли людям знакомиться с произведениями разных эпох,  находящихся  в разных странах. Этим фигурам на фасаде соответствовали залы внутри музея, представлявшие коллекцию графики. Далее следуют фигуры скульпторов, и снова по замыслу архитектора за стенами музея располагаются залы, в которых представлена древняя и современная 19 веку скульптура.

Залы второго этажа – так называемые большие просветы – сконструированы специально для экспонирования крупных картин. Прекрасное освещение обеспечивает верхний свет. Для окраски стен Николай I выбрал насыщенные терракотово-красные тона, характерные для древнегреческой культуры. На таком фоне особенно выразительно смотрится беломраморная скульптура и большие живописные полотна. Потолки украшены сложной росписью в стиле гротеск, в нее вплетены медальоны с портретами известнейших мастеров мирового искусства.

В 1852 году Новый Эрмитаж был открыт для публики. Существовали специально разработанные правила посещения музея, которые регламентировали не только время посещения, но даже форму одежды. Одним из непреложных правил было то, что с часу дня до четверти третьего никого в залы не допускали, в эти часы там любил прогуливаться император, который гордился своим детищем и наслаждался собранными в музее сокровищами.

Участники экскурсии с интересом узнали о том, какую работу проводит Эрмитаж сегодня по сохранению и восстановлению здания и его изысканного скульптурного декора в стиле неогрек. Они услышали, как совместно с друзьями Эрмитажа в Амстердаме был осуществлен проект по восстановлению крыши Нового Эрмитажа над залами фламандской живописи, как собиралась из маленьких фрагментов обрушившаяся фигура Питера Пауля Рубенса, и как искали на чердаках остатки керамических двуглавых орлов для того, чтобы восстановить декоративное убранство крыши здания.

Чудесная солнечная погода сделала эту прогулку особенно приятной, а новые подробности о давно известных объектах заставили по-новому их прочувствовать и оценить те огромный труд и талант, которые вложены в красоту нашего города.

Опубликовано 02.10.2020