вернуться к обычной версии

Размер шрифта

  • А
  • А
  • А
  • А

Цвет шрифта и фона

  • А
  • А

Изображения

  • Монохромные изображения
  • отключить изображения

СКАЗОЧНАЯ МУЗЫКА

      12 февраля для клиентов социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., д.11) проведена музыкальная лекция на тему: «Сказочные образы в музыке», которую провела Краснова Елена Николаевна, заведующий отделения.
      Бесспорно, что сказки любят дети. Но есть и некоторые взрослые почитатели сказочного жанра. Можно называть их чудаками. Но если речь идёт о сказочной опере или балете, — тогда другое дело. Классическая музыка располагает множеством сказочных музыкальных произведений. Почти все композиторы писали музыку на сюжеты сказок. Оперы, балеты, симфонические картины, пьесы для различных инструментов. Если подумать, "сказочная музыка" появилась довольно давно. Разве не к этому направлению можно отнести древние песни и баллады (фольклор), которые складывали разные народы по всей Земле дабы восхвалять легендарных героев и различные события?
      А примерно с XVII века уже появляются оперы, балеты и различные симфонические произведения, созданные по мотивам различных сказок и легенд. Элементы вторжения  фантастики в музыкальную культуру мы найдем уже в произведениях Глюка, Моцарта. Однако наиболее явственно фантастические мотивы звучат в музыке немецких композиторов Р.Вагнера, К.Вебера, Ф.Мендельсона. Их произведения наполнены готическими интонациями, мотивами сказочно-фантастической стихии. Нельзя не вспомнить и норвежского композитора Эдварда Грига, известного музыкальными полотнами, в основу которых положен народный эпос. Многим из вас известны такие музыкальные пьесы как «Шествие гномов", "В пещере горного короля", «Танец эльфов".
Самобытно проявились фантастические мотивы и в русской музыкальной культуре. Преисполнены фантастической образности сочинения Мусоргского "Картинки с выставки" и "Ночь на Лысой горе", где изображён шабаш ведьм в ночь на Ивана Купала, оказавшие колоссальное влияние на современную рок-культуру. Мусоргскому принадлежит и музыкальная интерпретация повести Н.В.Гоголя "Сорочинская ярмарка". Проникновение литературной фантастики в музыкальную культуру наиболее отчетливо заметно как раз в творчестве русских композиторов: "Пиковая дама" Чайковского, "Русалка" и "Каменный гость" Даргомыжского, "Руслан и Людмила" Глинки, "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Демон" Рубинштейна и др. В начале ХХ века подлинную революцию в музыке произвел смелый экспериментатор Скрябин, апологет синтетического искусства, стоявший у истоков светомузыки. В симфонической партитуре он отдельной строкой вписывал партию для света. Фантастической образностью наполнены такие его произведения, как "Божественная поэма", «Поэма огня" ("Прометей"), "Поэма экстаза".
       Настоящий расцвет "фантастической музыки" (музыки в фантастике) начинается в 70-е годы  ХХ столетия с появлением синтезаторов и знаменитых кинофильмов "Солярис" и «Сталкер» А.Тарковского. В фильме «Солярис» композитор Э.Артемьев создал просто замечательный звуковой "фон", соединив таинственные космические звуки с гениальной музыкой И.С.Баха.
      Развитие компьютерной техники открыло перед музыкантами блестящие перспективы: наконец-то стало возможным дать волю фантазии и моделировать, создавать удивительные звуки, вплетать их в музыку, "лепить" звук, подобно скульптору!.. Пожалуй, это уже настоящая фантастика в музыке. Размышляя о перспективах развития "фантастической музыки", можно сделать несколько парадоксальный вывод: стремительно двигаясь вперед и обогащаясь современными техническими достижениями, электронная музыка в то же время как бы возвращается назад, к своим истокам, так как многие музыканты весьма успешно используют в своих произведениях этническую музыку.  Яркий пример такого синтеза — музыка Эрика Серра к известному фильму Люка Бессона "Пятый элемент". Моделируя своей музыкой мир далекого будущего, Серра талантливо соединил современную электронную музыку с ближневосточными этническими мотивами, а произведения классической музыки — с современными ритмами.
      Любители музыки с интересом прослушали  музыкальные композиции, иллюстрирующие сказочные и фантастические образы в мировой музыкальной литературе, которые подготовила для них Краснова Елена Николаевна.