вернуться к обычной версии

Размер шрифта

  • А
  • А
  • А
  • А

Цвет шрифта и фона

  • А
  • А

Изображения

  • Монохромные изображенияСерые
  • отключить изображенияотключить
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга»

Лекция из нового цикла «Частные коллекции»

7 октября 2021 года для клиентов социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., д. 11)    состоялась лекция из нового цикла «Частные коллекции». Она была посвящена собранию Тиссена-Борнемисса, представленному в Мадриде. Лекцию подготовила и провела специалист Надежда Коблова.

Большинство крупнейших музеев мира начиналось с частных коллекций, но это были коллекции правителей. И сегодня крупнейшей частной коллекцией считается собрание английской  королевы Елизаветы II. А вот самой значительной по количеству и качеству работ по-настоящему частной коллекцией являлась до последнего времени коллекция Тиссен-Борнемисса.

Это собрание сформировали три поколения коллекционеров из семьи барона Тиссен-Борнемисса, которые составили свой капитал на производстве стали, проката и труб большого диаметра. Время их собирательства пришлось на исторически сложный период. Тиссен-старший положил начало собранию в начале 1900-х годов. Он приобрел семь скульптур Огюста Родена, с которым поддерживал дружеские отношения.  Затем его колленция пополнилась рисунками Дюрера и Рембрандта. Семейную традицию продолжили его сыновья Фриц и Хайнрих, воспользовавшиеся биржевым крахом 20-х и экономическим кризисом начала 30-х годов для того, чтобы по относительно дешёвым по понятиям того времени ценам скупить несколько сотен работ старых мастеров – прежде всего, малых голландцев, ранне- и позднесредневековых мастеров немецких школ, художников Возрождения.

Барону Хансу Хайнриху Тиссен-Борнемисса – представителю третьего поколения коллекционеров -  досталось в силу ряда исторических причин лишь несколько десятков картин из тех, что собрали дед и отец. Они стали фундаментом его собиравшейся в течение более чем 50 лет коллекции, насчитывающей сегодня 1600 полотен. Ханс Хайнрих собирал прежде всего старых мастеров, расширив и обогатив свою коллекцию импрессионистами и классическим модерном – картинами Моне, Ван Гога, Пикассо, Кандинского. Однако в собрании представлен и русский авангард, и итальянский футуризм, и американское современное искусство.

Снова и снова барону Хансу Хайнриху приходилось давать отчёт о том, какую роль сыграла его семья во времена национал социализма. Брат его отца, Фриц Тиссен, был одни из тех, кто привёл Гитлера к власти. Однако его брат Генрих был последовательным противником национал-социализма, в конце тридцатых он уехал из Германии в Голландию, а затем в Швейцарию.

Шли годы, у последнего барона появилось много наследников, и он принял судьбоносное решение в отношении своей коллекции для того, чтобы сохранить её целостность - в 1992 году он продал её испанскому государству за 330 миллионов долларов – тогда эта сумма составляла около трети реальной стоимости собрания, сегодня – всего около одной пятой. Музей Тиссена-Борнемиссы находится в самом центре его любимого города – Мадрида – прямо напротив знаменитого музея "Прадо".

В 1983-4 годах большая выставка работ из коллекции Тиссен-Борнемисса была представлена в Москве и Петербурге, а в выставочных залах собрания в Лугано состоялась выставка произведений Бакста и  Добужинского.

Слушатели с интересом узнали о том, что в коллекции Тиссен-Борнемисса хранится первый в истории живописи натюрморт и первый светский ростовой портрет, единственный портрет Рембрандта в частном собрании и удивительные ювелирные изделия работы Фаберже.

Опубликовано 07.10.2021