вернуться к обычной версии

Размер шрифта

  • А
  • А
  • А
  • А

Цвет шрифта и фона

  • А
  • А

Изображения

  • Монохромные изображенияСерые
  • отключить изображенияотключить
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Комплексный центр социального обслуживания населения Центрального района Санкт-Петербурга»

Лекция из цикла «Необыкновенные приключения шедевра. Дама в голубом»

04 марта для посетителей социально-досугового отделения (Литейный, 11) Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района состоялась очередная лекция из цикла «Необыкновенные приключения шедевра. Дама в голубом».  Лекцию и презентацию подготовила и провела специалист Надежда Коблова.

Когда в 1852 г. Эрмитаж открылся для публики, это был единственный европейский музей за пределами Англии, располагавший коллекцией английской живописи. Она насчитывает около 450 картин и представляет большой интерес. Наиболее ранние произведения относятся ко второй половине XVI столетия, когда в Англии в основном работали приглашенные иностранные художники, писавшие знаменитых исторических и государственных деятелей.

Однако к середине 18 века под влиянием творчества Ван Дейка и Рубенса в Англии сложилась своя национальная очень яркая школа, и возникли предпосылки для создания Академии художеств. Во главе Академии встал знаменитый Джошуа Рейнолдс, а одним из его активных творческих оппонентов, но в то же время и союзников по созданию Академии явился Томас Гейнсборо.  Именно о работе последнего шел разговор на лекции. Это «Портрет дамы в голубом или герцогини де Бофор», созданный художником в 1770-1780 гг.

Несмотря на то, что Гейнсборо писал очень много портретов, лишь один из них есть в коллекции Эрмитажа и несколько – в Национальной галерее в США, все остальные остались на родине.  Портрет герцогини де Бофор в конце 19 века был приобретен  российским коллекционером  и придворным Алексеем Хитрово. Он собрал значительную коллекцию английской живописи, находясь на дипломатической службе в Англии, а позднее завещал коллекцию Эрмитажу.

Слушатели узнали о том, Томас Гейнсборо создал собственную индивидуальную манеру письма, используя жидкие краски и тонкие  кисточки  с очень длинным и коротким ворсом, что позволяло ему добиваться эффекта вибрации полутонов  и мерцающей прозрачности в передаче фактур. Он стал основателем так называемого жанра «Разговорной картины» - портрета в пейзаже, который, оставаясь практически парадным и представительским, становился более лиричным и раскрепощенным. Будучи известным и очень востребованным портретистом, в душе Гейнсборо оставался любителем пейзажа. Он мало путешествовал, практически никогда не покидал равнинной Англии и окрестностей Бата, но однажды путешествие в Шотландию перевернуло его сознание, суровые горные пейзажи будоражили воображение. Но поездка была недолгой, а воспроизводить по памяти увиденное было нелегко. И художник придумал еще один прием: для того, чтобы его пейзажи выглядели как можно ближе к натуре, он делал макеты, используя самые необычные подручные материалы в виде капусты-брокколи или кусков угля.

Несмотря на ожесточенные споры с коллегами по Академии Художеств, Гейнсборо был по достоинству оценен и современниками, и потомками. Вот цитата из речи Джона Констебля 16 июня 1836 года: «Пейзажи Гейнсборо успокаивающие, нежные и волнующие. Тишину полудня, глубину сумерек и жемчужную чистоту утренней росы – все можно найти в полотнах этого самого добросердечного человека. При взгляде на его полотна у нас выступают слезы на глазах, но мы не знаем, что их вызывает…»

А героиня нашего повествования – Дама в голубом, прожила долгую жизнь и воспитала четырнадцать детей. На портрете, где она кажется такой юной и хрупкой – на самом деле дама тридцати трех лет и мать уже восьми детишек. Гейнсборо делает ставку не на эффектность модели, а скорее на её тонкую одухотворенность и интеллектуальность. По существу, художник выступает здесь мастером проникновенной психологической характеристики.

Опубликовано 04.03.2021